Статья 10414

Название статья

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС В XXI ВЕКЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ

Авторы

Барков Сергей Александрович, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии организаций и менеджмента, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1), barkserg@live.ru
Дорохина Ольга Васильевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственного
и муниципального управления, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82), odorokhina@yandex.ru

Индекс УДК

316.334.23

Аннотация

Актуальность и цели. В современном постиндустриальном обществе существенно меняется функционирование различных видов бизнеса, не исключение и семейные предприятия. В условиях глобализации и ускорения научно-технического прогресса, а также существенной трансформации социального института семьи встает вопрос о будущем семейного бизнеса. Не является ли он архаическим типом хозяйственной деятельности, сталкивающимся с все большими трудностями в своем функционировании? Цель работы – проанализировать имеющие в настоящее время место изменения в менеджменте и отношениях собственности в семейных предприятиях.
Материалы и методы. Цель и задачи исследования определили выбор в качестве основного метода теоретического анализа источников по становлению и развитию постиндустриального информационного общества, социологии семьи, предпринимательству и менеджменту. В статье использованы данные консалтинговой компании KPMG, разработавшей программу «Барометр семейного бизнеса» и ведущей в ее рамках регулярные социологические опросы и статистические исследования по данной проблематике. В работе также использованы метод сравнительного анализа, синтез синхронного и диахронного рассмотрения предмета, а также цивилизационный подход к выявлению социально-экономических и социально-управленческих закономерностей.
Результаты. Семейный бизнес в постиндустриальном обществе переживает коренные трансформации. Общей тенденцией развития семейных предприятий становится их сближение с несемейными в том, что касается структуры и особенностей управления.
Выводы. Семейные предприятия вынуждены отвечать на вызовы глобализации привлечением к бизнесу внешних партнеров, включая государство. Управление становится более демократичным и коллегиальным, возрастает роль женщин в семейном менеджменте, осложняются процедуры наследования бизнеса. Из строгой иерархии, основанной на принципе единоначалия, семейный бизнес превращается в сетевую структуру, объединяющую ближних и дальних родственников.

Ключевые слова

семейный бизнес, семья, глобализация, постиндустриальное общество, семейная собственность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. – М. : Логос, 2000.
2. European Family Business Barometer. – URL: http://www.kpmgfamilybusiness.com/wp-content/uploads/ 2013/12/Family-Business-Barometer-June-2014-Online.pdf
3. Aronoff, C. E. Megatrends in Family Business / C. E. Aronoff // Family Business Review. – 1998. – Vol. XI, № 3. – URL: http://www.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1741-6248.1998.00181.x/abstract
4. Pervin, A. R. Trends in the Family Business Environment / A. R. Pervin. – Pervin& Company, 1999. – URL: http://www.pervinfamilybusiness.com/library/pdf/trendsfamily-business-environment-1999.pdf
5. Higginson, N. Preparing the next generation for the family business: relational factors and knowledge transfer in mother-to-daughter succession / N. Higginson. – URL: http://www.aabri.com/ manuscripts/09284.pdf
6. Gersick, K. E. Generation to Generation: Life Cycles of the Family Business / K. E. Gersick, J. A. Davis, M. McCollom Hampton, I. Lansberg. – Boston : Harvard Business School Press, 1997.
7. Антонов, А. И. Судьба семьи в России ХХI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. – М., 2000.

 

Дата создания: 24.03.2015 20:08
Дата обновления: 24.04.2015 08:40